КАМЕННАЯ МОГИЛА

В течение многих лет историки были убеждены, что первые ростки цивилизации появились в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. в долинах рек Тигр и Евфрат, положив начало шумерской цивилизации. О происхождении шумеров до недавних пор было мало что известно. Считалось, что они являлись наследниками более древней убэйдской культуры, у которой шумеры переняли опыт земледельческих работ.

Что касается их более ранних предков, то здесь сведения носят, скорее, мифологический характер, и серьезно они учеными не воспринимаются. По одному из мифов, своей первой родиной шумеры считали таинственную страну Дильмун – в последнее время многие сходятся во мнении, что эта страна располагалась на острове Бахрейн. В других преданиях говорится, что своим происхождением шумеры обязаны «Солнцеподобной Аратте» – цивилизации, стоявшей, как оказалось позднее, у истоков всей индоевропейской расы. В 1994-1996 годах московский шумеролог А.Г. Кифишин, изучая надписи в районе Каменной Могилы, доказал, что первичная прародина всех индоевропейцев – легендарная Аратта, воспетая шумерами еще в III тысячелетии до н.э., находилась на территории нынешней Украины.


Примерно в двадцати километрах от Мелитополя на берегу реки Молочной находится загадочное природное образование под названием Каменная Могила. Этот природный феномен имеет огромную историко-археологическую ценность: на этих камнях можно увидеть следы деятельности человека, начиная от палеолита и заканчивая ранним средневековьем: здесь встречаются и петроглифы первобытных людей, и надписи ранних христиан, и рисунки римлян. Еще в 60-70 годах некоторые археологи обратили внимание на то, что найденные возле Каменной Могилы предметы быта подозрительным образом напоминают аналогичную утварь из Шу-эден-на-ки-Дуга (современного Чатал-Гююка) – древнейшего поселения в Анатолии, возникновение которого ученые относят к концу VII – началу VI тысячелетия до н.э. Кроме того, некоторые ученые обнаружили, что многие письмена, высеченные на монолитах Каменной Могилы, идентичны знакам шумерской клинописи. Впрочем, до серьезных расшифровок дело не дошло, и лишь в середине 90-х годов московский исследователь А.Г. Кифишин занялся изучением этой проблемы и посетил этот доисторический памятник.

То, что открылось Кифишину в результате исследования, меняет все представления о зарождении человеческой цивилизации. Загадочные письмена, обнаруженные на камнях, действительно имеют прямое отношение к шумерской письменности, но только еще более древнего происхождения.

На одной из восточных плит Каменной Могилы Кифишин отчетливо прочитал шумерский символ «Шу-нун», означающий «Рука Царицы». В Древней Месопотамии был город с таким названием. Следующей шумерской надписью было слово «Нун-бирду». На языке этого древнего народа оно означало «Царица Степи». По преданию шумеров, так называлась река, около которой бог Энлиль соблазнил юную Нинлиль, за что был навечно сослан в преисподнюю. Подобные метафорические образы, по мнению самого ученого, связаны «с проблемами мира-космоса, с его рождением и смертью-возрождением, которые чередовались циклически в великом круге бытия, вовлекая в свой ритм и жизнь человека». Поэтому, чтобы до конца понять эти тексты, нужны соответствующие знания в области древней мифологии.


На сегодняшний день в разных местах Каменной Могилы обнаружено 130 наскальных надписей и 160 каменных табличек, исписанных древним письмом. Самые ранние датируются XII-X тысячелетиями до н.э., поздние относятся к III тыс. до н.э., то есть ко времени существования шумерской цивилизации. А.Г. Кифишин смог расшифровать даже календарные символы: среди них выделяются дата 11582 г. до н.э. и ряд указаний на события XX тысячелетия до н.э.!

На основе открытий в районе Каменной Могилы Кифишин разработал собственную гипотезу о происхождении Аратты. По его мнению, шумеры были потомками арийских племен, прибывших с низовьев Днепра, Дона, Дуная, Волги, которые и основали в разных местах древнейшие поселения, названия которых так или иначе напоминают об их исторической родине. Это и шумерская Аратта (возможно, именно о ней идет речь в указанном эпосе), и индийская Бхарата, кроме того, в Иране есть Аратта-Арта, похожие названия можно встретить у многих индоевропейских народов. Что касается причерноморской Аратты, то так называлась обширная территория от Крыма до Карпат, с XII тысячелетия до н.э. заселенная охотничьими племенами, среди которых уже выделилась особая каста жрецов, стоявших во главе племен. В это же время начинают появляться первые святилища, где совершаются жертвоприношения. Впоследствии, возможно, с наступлением холодов, люди начали покидать обжитые территории. Часть их осталась близ реки Молочной, другие двинулись в Малую Азию. Каменная Могила, по всей видимости, служила неким духовным центром, культовым святилищем, где происходили всевозможные обряды и ритуалы, и где мудрецы запечатлели свое видение мира и общественный уклад, присущий тому далекому времени.

В свою очередь, начиная с IX тысячелетия до н.э. в Азии (преимущественно на территории нынешней Анатолии) начинается переход к государственности. Наиболее успешно он проявился в VII тысячелетии до н.э. в Малой Азии, где образовалось поселение Шу-эден-на-ки-Дуг. Именно здесь, на территории современного Чатал-Гююка, находилась одна из первых цивилизаций Старого Света. Английский археолог Дж. Мелларт, раскопавший это поселение, обнаружил более 40 храмов, в которых, помимо религиозных обрядов, проводились наблюдение за небесными объектами.

Интенсивное развитие сельского хозяйства, а также применение мелиорации повлекли за собой демографический взрыв и засолонцевание орошаемых земель. Помимо этого, в то время активизировались сейсмические процессы, вследствие чего заметно участились землетрясения и вулканические извержения. Все эти факторы обусловили поиск новых мест проживания, для чего примерно в 6200 году до н.э. была снаряжена разведочная экспедиция вокруг Черного моря, во время которой странники посетили святилище Каменная Могила. Жрецы Шу-эден-на-ки-Дуга скопировали неведомые им до этого письмена (изобретенные здесь же, в приднепровском Шу-нуне) и, возвратившись к себе на родину, изобразили их в одном из храмов на рельефе Праматери Сущего (культ Богини-Матери был главным в пантеоне местных богов). Ученым с помощью радиоуглеродного анализа удалось установить ее точную дату (6200 год до н.э.), которую теперь принято считать началом европейской государственности, потому что в скором времени в Придунавье возникает первая держава Старого Света, которую в честь старинной области обитания нарекли Араттой…


Открытия Кифишина и Шилова произвели в научной среде эффект разорвавшейся бомбы, заставив по-новому взглянуть на всю историю зарождения индоевропейской цивилизации. Многие светила науки (преимущественно зарубежные) отнеслись к ним довольно скептически, очевидно, не желая признавать за праславянами первенство в истории. Тем не менее, эту версию продолжают разрабатывать многочисленные исследователи, которые в полной мере соглашаются с тем, что истоки европейской культуры следует искать именно на территории Украины.

1 2 3 4 5

Средний балл: 4.769 (голосов: 277)
Просмотров статьи: 18104


Хотя древние поселения, по времени совпадавшие с Араттой, находили и раньше (древнейший город Иерихон, самый ранний культурный слой которого относится к 9551 году до н.э.), влияние, которое произвела эта древняя страна на последующие цивилизации, позволяет считать ее прародиной европейской цивилизации. Так это или нет, покажут дальнейшие исследования и новые археологические открытия, а пока во всех исторических трудах первенство в истории отдают именно шумерам

Каменная Могила

Каменная могила под Мелитополем – один из древнейших на земле храмовых комплексов. Он представляет собой не просто холм из каменных плит, напоминающий могилу, но является настоящей братской могилой десятков народов.

Это место интересно прежде всего тем, что на этой территории обитали народы, упоминавшиеся в Библии.

Как добраться

Если ехать на машине из Харькова в Крым по Симферопольской трассе, не доезжая до Мелитополя, слева можно увидеть поворот на село Мирное, и огромный плакат: „Кам’яна могила. Археологічний пам’ятник“. Повернув налево и проехав всего несколько километров, вы подъедете к огороженному заповеднику, находящемуся прямо в степи. Войдя в него и пройдя несколько десятков метров, вы увидите огромный холм, будто сложенный великанами из громадных, беспорядочно лежащих каменных плит.

Откуда появилась Каменная Могила

Каменная Могила – естественное образование. Ученые предполагают, что появилось оно следующим образом. Монолитная песчаниковая отмель так называемого Сарматского моря сползла по песку в углубление, вымытое рекой, по пути расколовшись на множество валунов. Но это единственное в мире подобное образование.

Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения.

Море ушло, воцарилась пустыня. Впоследствии здесь образовалась впадина реки, воды которой проникли вглубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность песка, образуя каменистую породу. Так постепенно возник на этом месте песчаниковый монолит.

В период таяния ледника на севере (граница его достигала района современного Днепропетровска) «большая вода», стекая к югу, образовала долины рек и так называемые «амфитеатры» – огромные вымоины в правом берегу пра-Молочной. Они появились в результате поворотного движения огромной массы воды, а вследствие естественного углубления русла реки Молочной огромный остров оказался на поверхности долины, под воздействием воды и ветра первичный щит песчаника раскололся, его обломки сползли по песку, и возник своеобразный каменный холм с гротами и пещерами.

В наши дни высота Каменной Могилы достигает 12 метров.

Обветренные за миллионы лет, обросшие зеленовато-серым лишайником, каменные глыбы разнообразны по размерам, причудливы и фантастичны по очертаниям. Сегодня на них можно увидеть отпечатки моллюсков Сарматского моря.

Наскальная живопись

Многолетние исследования привели к открытию на территории заповедника более шестидесяти гротов и пещер, на потолках которых обнаружены несколько тысяч редчайших наскальных изображений.

Рисунки очень реалистичны и дают представление о хозяйстве первобытных людей Приазовья, их духовной культуре. Именно сюда, в эти пещеры и гроты они приходили для совершения своих обрядов и поклонения богам.

Наскальные рисунки в гротах и пещерах относятся к эпохе позднего палеолита до эпохи бронзы и более позднего времени. Таким образом, хронология наскальных изображений Каменной Могилы охватывает огромный период: от XVI-XIII тысячелетий до н. э. до X-XII веков.

Долгое время в исторической науке (особенно в силу советской идеологии) было принято говорить о так называемых первобытных людях периода палеолита, которые были полудикими, жили в пещерах, не знали таких понятий, как «семья», и тем более «религия». Словом, это были полулюди, обросшие как обезьяны шерстью и использующие камни для охоты и сбивания плодов.

Но впоследствии было доказано, что деление истории в зависимости от качества материала, из которого изготовляли орудия труда (камень, медь, бронза, железо) несостоятельно. И что железные орудия встречаются в тех же временных отложениях, когда должны были бы быть только каменные.

Выяснилось, что жили эти люди в пещерах не потому, что были дикими, а потому, что сразу в послепотопный период сейсмическая активность была очень высока и построенные жилища быстро разрушались.

Крупный французский ученый, профессор А. Леруа-Гуран писал: «Религия палеолита дошла до нас в своей изобразительной вершине… Определенное изображение всеобщего порядка явлений символически передано там через человеческие и звериные персонажи. Храм этот – одновременно микрокосмос и пантеон… Мы видим лишь слабую тень религии палеолита. Одно можно сказать твердо: эти изображения скрывают исключительно сложный и богатый мир представлений, гораздо более сложный и богатый, чем считалось до сих пор. Порядок символов остается одним и тем же многие тысячелетия и это доказывает существование мифологии».

Свидетельства, оставленные древними людьми на Каменной Могиле, являются тому подтверждением.

В Каменных Могилах можно увидеть пещеру Колдуна, где сохранились рисунки позднего палеолита, изображения людей и мамонтенка, пещеру Козы, где на потолке зафиксированы фигуры лося, уток, и плита-блок с изображением охотника на коз. В центре плиты изображена коза, сзади охотник с луком, а впереди «загон» и коза в нем, что свидетельствует о загонной охоте и приручении диких животных.

Среди петроглифов (от греч. petros – камень и glyphe – резьба – наскальные изображения) обнаружены изображения «древа жизни». Древние люди знали, что с этим деревом связано грехопадение их далеких предков и потеря ими вечной жизни, и что плоды этого дерева принесли в нашу жизнь смерть.

В Древнем Китае и других местах был обычай сажать деревья на могилах, чтобы придать духу умершего силу и тем самым спасти его тело от разложения. Кстати, именно отсюда происходит обычай садить на могилах цветы.

Скульптура

Еще один вид искусства художников Приазовья – скульптура. Оказалось, что песчаник Каменной Могилы являлся не только хорошей основой для петроглифов, но и отличным материалом для скульптуры.

Изображение змея, дракона-вешапа, найдено было в 1985 году и на Каменной могиле. Грот, где оно было обнаружено, получил название «Грот Дракона». Есть одна интересная деталь, отсылающая находку к библейским источникам, а именно – изображение человеческой ступни, покоящейся на голове дракона.

Змей как символ зла. Символами зла змеи были и в Вавилоне, Индии, Египте. Сохранили древние народы и предание о том, что змей будет побежден Богом, который вернет людям вечную жизнь.

«Для интерпретации изображения человеческой ступни на голове дракона-вешапа из грота Каменной могилы, на наш взгляд, наиболее приемлем сюжет из Шумера, когда Нингирс, поражая врага, опускает на него «свою могучую стопу». На голове дракона в гроте имеются следы ударов острым орудием – явная связь с религиозным обрядом убийства, а ступня – ничто иное, как символ героя или антропоморфного божества, поразившего дракона и породившего солнце, небо, утреннюю зарю».

На плитах Каменной могилы найдено и изображения креста, относящиеся к эпохе так называемого каменного века. Эта находка на территории Украины вместе с многожеством других еще раз свидетельствует о том, что символ креста имеет языческое происхождение: «в каменном веке – эпохе бронзы первоначально крест был символом идеи центра и основных его направлений, или символизировал солнце».

Хозяевами Каменной могилы были скифы и киммерийцы, готы и гунны, а также хазары и половцы. Но, пожалуй, самым экзотичным из всех народов были племена женщин-воительниц амазонок.

До недавнего времени, а точнее, до 1976 года, образы и деяния амазонок были известны в основном по рисункам на древнегреческих сосудах. Но во время молочанской археологической экспедиции (1951-1952) были открыты 42 сарматских погребения, среди которых немало принадлежало женщинам-амазонкам.

-- конец кода кнопки --
Сделать бесплатный сайт с uCoz